247. Реферат 3

Глава 2 Экономическое развитие края

В конце XVIII столетия феодально-крепостническая система в России стала подтачиваться ростом капиталистических отношений. В стране росли города, создавались мануфактуры, развивались ремесла и торговля, обострялись классовые противоречия. Эти явления имели место и в Калужском крае.

Наряду с металлургическими заводами, в наших местах возникли и мануфактуры, производившие предметы потребления. Суконные фабрики - в Лихвинском, Жиздринском, Малояросла-вецком уездах; полотняно-парусные - в Медынском, Малояросла-вецком, Боровском, Перемышльском, Жиздринском и в городе Калуге.

В Калуге работало до 120 различных промышленных предприятий. В их числе 34 маслобойных завода, один сахарный производительностью до 5 тысяч пудов сахара в год, 5 парусных, 11 кирпичных, лесопильные, щетинные, скорняжные, мыловаренные и другие. Ремесленники на дому изготовляли веревки, рогожи, обувь, холст, рукавицы и многое другое. Калуга становилась крупным торговым пунктом; здесь совершались многомиллионные обороты. В 1767 году местные купцы заявляли, что они торгуют с Англией, Голландией, Пруссией и многими немецкими городами. Свой город, они называли «купечеством многолюднейшим».

Крупный калужский купец Н. Шемякин в 1756 году вместе с ярославским купцом Ярославцевым учредил Константинопольскую коммерческую компанию; он же взял на откуп все российские таможенные пошлины, за которые внес вперед большую сумму в казну. В 1759 году Шемякину и его компаньонам была предоставлена монополия на ввоз шелка-сырца с Востока.

Калужские купцы торговали хлебом, пенькой, конопляным маслом, медом, воском, щетиной, парусным полотном, рогатым скотом. Свой товар они возили в Москву, Гжатск, Мценск, Орел другие российские города. Для транспортировки грузов широко пользовались водной дорогой по реке Оке, а также сухопутным трактом Калуга - Медынь - Москва.