105. Доклад 1

Отмечая скорбями пути и пребывания в изгнании, он и среди страданий, лишений, печалей видит отраду. Хотя кругом лежат «подводные камни и утесы, разражаются вихри и бури, безумная ночь, глубокий мрак, крутизны и скалы», но «мы, плывя чрез такое море, находимся ничуть не в худшем положении, чем качающиеся в гавани» [с. 634]. С особенной теплотой говорит святитель о пребывании в Кукузе. «Здесь, – пишет он, – мы сбросили с себя и остатки всякой болезни и находимся в безукоризнейшем здоровье, равно как освободились от страха пред исаврянами, так как здесь есть много воинов, которые вполне приготовлены к бою с ними; отовсюду к нам в обилии притекают необходимые вещи, так как все принимают нас со всякой любовью» [с. 636]. Зима в Армении была нетрудной, «и нам она не особенно вредит» [с. 612]. Приятно «спокойствие, тишина, полное отсутствие хлопот» [с. 638]. «Дышим чистым воздухом» [с. 634]. Радость cвятителя увеличивается и от известий о мужестве святой Олимпиады. «Силы души стали у тебя (у святой Олимпиады. – К. С.) крепче вследствие непрерывно следующих друг за другом испытаний, и ты приобрела больше рвения и силы к состязаниям, а отсюда и большое удовольствие... И мы ликуем и радуемся, и от такого твоего мужества получаем величайшее утешение в этом одиночестве» [с. 648]. Короче говоря, все беды, страдания святитель переносит в духовной бодрости и крепости, являя образ покорности воле Божией, – Ему он всецело предает себя, на Него возлагает все свои упования, только от Него и ждет истинной милости. «То, что я постоянно шествую чрез такого рода испытания и что их навлекают на меня те, со стороны кого я никак не ожидал, служит для меня основанием к награде, – в этом мое богатство, здесь истребление моих грехов» [с. 638, 639]. «Может быть, Богу угодно было устроить для меня более длинные пути бегов, чтобы были и более блестящие венцы» [с. 638]. И наконец, святая Олимпиада, а с ней и вся Святая Церковь, слышат глубочайшие по своему смыслу слова святителя: «Слава Богу за все; не перестану всегда повторять этого при всем, что со мной случается» [с. 635]. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ – Awza tw Eew pantwn eneka – этими словами открываются все творения Константинопольского святителя, ими же завершаются все его труды и наставления. В них, как в фокусе, собран духовный облик вселенского учителя, всё его величие. В них и обращение ко всем верующим в ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ