38. Доклад 1

Почитание святого чудотворца распространилось далеко за пределы Калужской земли, и не прошло и ста лет с кончины преподобного Тихона, как он был прославлен в лике Российских святых на Московском Соборе 1551 года.

Основанная преподобным Тихоном обитель в честь Успения Божией Матери, за которой к XVII веку утвердилось наименование Тихонова пустынь, была разорена в 1610 году войсками самозванца Лжедмитрия II, безнаказанно разбойничавшим в Калуге и ее окрестностях. Грабители сожгли соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, разогнали и побили монахов. Главная святыня обители — святые мощи преподобного Тихона — были сокрыты от осквернения в земле, и с того времени почивали под спудом в уцелевшей церкви во имя Трех Святителей. Позднее, после переноса церкви в подмонастырскую слободу, на этом месте был выстроен соборный храм в честь Преображения Господня.

После заключения мира с Польшей при царе Михаиле Романове разоренная обитель стала постепенно возрождаться. Вновь были выстроены две церкви: соборная — во имя Успения пресвятой Богородицы — деревянная шатровая, холодная; и теплая — во имя святителя Николая Чудотворца — деревянная, с клетью и с трапезою, многоглавая.

В 1677 году, стараниями настоятеля игумена Ионы, началась постройка первого в обители каменного храма во имя Преображения Господня на месте Трехсвятительской церкви, где и почивали под спудом мощи преподобного Тихона.

В 1684 году обитель была приписана к Московскому Донскому монастырю и почти на столетие превратилась практически в его подсобное хозяйство, что не могло не сказаться на состоянии обители.

Возрождение обители преподобного Тихона относится к XIX веку. В 1837 году строителем Тихоновой Пустыни был определен оптинский скитский иеромонах Геронтий (Васильев), один из ближайших и любимых учеников преподобного старца иеросхимонаха Льва (Наголкина). При нем дело обновления обители пошло быстро и успешно.