242. Доклад 2

В ответ на просьбу блаженной Феодоры, обращенную к одной престарелой девственнице, поведать о причине удаления ее от мира, девственница рассказала следующее. У нее был отец, кроткий, терпеливый, молчаливый, трудолюбивый, но телом немощен. Мать же была совершенно иного нрава и не знала болезней. В день смерти отца «возмутился воздух, начались страшные громы и молнии». А в день смерти матери погода была ясная. Рассказчица решила, что лучше подражать матери. Но в сонном видении предстал ей «некто высокий ростом», который сначала отвел ее в сад, исполненный всяких растений «с плодами, красоты, превышающей всякое повествование». Здесь ее встретил отец. Затем ее ввели «в жилище, исполненное мрака и зловония». Там она увидела мать «в огне по самую шею». «Зная, – завершает свое свидетельство блаженная Феодора, – какие страшные муки ожидают грешников и как отрадны жилища идущих путем заповедей Божиих, положим в сердце своем – удаляться от зла и творить благо» [с. 33—37]. «Да будет память твоя, – призывает свою духовную дочь святая Синклитикия, – всегда в Царствии Небесном, и ты вскоре наследуешь его» [с. 62]. Подвиг бывает только тогда совершен, когда несущий его находится под действием благодати Божией. Благодатью Христа Спасителя побеждаются злые помыслы [с. 59]. Побеждается ею же сам «возделыватель всех страстей» [с. 88]. О последнем рассказывается: один старец, прежде чем начал безмолвие, «в исступлении» увидел юношу с сияющим лицом, который подвел его к страшному и высокому человеку и велел вступить с ним в борьбу. Старец испугался. Но Ангел Божий сказал: «Коль скоро ты схватишься с ним, я помогу тебе и доставлю тебе победный венец». И действительно Ангел помог. «Так и нам, матери и сестры, – завершается рассказ, – должно оставить все вещественное, да возможем благодатью Христовой, в крепости и силе противоборствовать мрачному возделывателю всех страстей» [с. 87, 88]. Спасение совершается Божией благодатью. «Благодатью Божией спасешься», – учит блаженная Феодора монахиню [с. 63]. Но действие благодати Божией непременно, как это видно и из выше изложенного, должно соединяться с собственными усилиями подвижника. Дом души постоянно надо вычищать и осматривать: не засело ли в нем «какое ядовитое животное» – грех, и «окуривать его Божественным фимиамом молитвы» [с. 69]. Духовное здоровье определяется тем, что даже мысленно не вожделевают греховного [с. 26]46. Примечательно, что в Митериконе указывается и признак истинного подвижничества. «И враг внушает подвижничество, – говорит блаженная Синклитикия, – и у него есть ученики- подвижники. Как же отличить подвижничество Божественное и царское от тиранского и демонского? Ничем лучше, как умеренностью» [с. 74]. Делается также весьма важное предупреждение: «Кто исполнит весь духовный закон, а падет в одну страсть, тот становится повинным всем страстям» [с. 77]. Невесте Христовой должно «прилично украситься, чтобы понравиться» Жениху-Христу. На главу надо возложить «тройственный венец – веру, надежду и любовь»; шею – перевязать смиренномудрием; препоясаться целомудрием; на пире предложить «нетленные снеди – молитву и пение» [с. 74—75]. Святые жены призывают, и призывают всех, быть внимательными ко всем своим поступкам – каждый вечер (и даже утро) давать себе отчет, что сделано «из того, чего хочет Бог», и что сделано «такого, чего Он не хочет»; они убеждают не тратить напрасно ни одной минуты земной временной жизни, данной для стяжания Жизни Небесной Вечной. «Если кто потеряет золото или серебро, – наставляет блаженная Феодора, – то может на место его приобрести другое; но кто потеряет время в суете жизни сей, тот не может уже найти его. В час смерти много будет раскаиваться таковой» [с. 63, 64]47.