114. Доклад 1

Ангелы сотворены «в простом естестве» – духовны (2, с. 157), и потому их должно представлять существами «безвидными». Тем не менее блаженный Диадох оговаривает: «Следует знать, что в некоем видении они присутствуют умной красотой и пределом» (2, с. 153). Ангелы выше чувств и пребывают в некоем «услаждении неизменной славы» (2, с. 155). И хотя они восхваляют Бога «некиим высоким гласом» – почему многие святые слышали их голос, – но восхваляют («воспевают») «не через посредство какого-либо телесного органа». В какой бы образ они ни облеклись, по велению Божию, «входят в него» через некое «представление». «Естество их, из-за великой тонкости его состава, легко содействует их желанию; как бы сгущаясь силой желания, они через представление беспрепятственно приходят от неявленного к явленному» (2, с. 155, 156). Ангелы одарены «огненным знанием», потому Священное «Божественное Писание изображает их глазами со всех сторон» (1, с. 578). Они могут видеть и то, что в пространстве и что выше пространства, «ибо свойство тонкого естества – не быть видимым существующими в дебелом естестве, самим же видеть все такие естества» (2, с. 157). Небесные Силы легко и быстро перемещаются, но не вездесущи. Когда они находятся в земном мире, не могут «одновременно быть и превыше небес» (2, с. 157). Но должно помнить: там, где они находятся, «видят все небесное и мирское, словно целиком лежащее вокруг них. Ибо их прозрачное естество и то, что ему свойственно – как бы видение отовсюду, особенно вследствие благодати Святого Духа, – делает их способными видеть так» (2, с. 157). Ангелы Божии созерцают «блистающую Славу» Триединого Бога – «Духа и Сына и Отца» (2, с. 159, 160). На Херувимах и Серафимах, по слову блаженного Диадоха, «восседает велелепная Слава» (1, с. 578). О сущности человеческой души блаженный Диадох говорит мало. Душа так же, как и Ангелы, «безвидна». Образ ее и красота в благолепии умозрения (2, с. 153). Отделившись от тела, она перестает видеть то, что «в пространстве», ибо отделившись «от всякой телесной необходимости, (она) уже больше не (может) видеть то, что видела через посредство тела, потому что человек имеет целостность в смешении. Ангелы же – в простоте естества» (2, с. 157).