238. Доклад 1

День и ночь ожидающее Христа и хранящее надежду свою неугасимою! Желая Его, ты непрестанно поешь: готово сердце мое, Боже мой, готово сердце мое!.. Истребительница сластолюбия, и вместо смеха в плач приводящее стяжавшего тебя!.. Враг бесстыдства и ненавистница дерзости!.. Всегдашнее приятелище Христа!.. Узилище страстей! О, безмолвие и молчание – село Божие и древо жизни, приносящее благие плоды!» [с. 48—50]. Непременным спутником безмолвия и молчания служит молитва. «Бодренный монах» в великом безмолвии «приседит молитвам» [с. 29]. Основных «деланий» два: безмолвие и молитва. Именно они «возделывают» душу, отгоняют нечистые помыслы, приводят ум в исправность, избавляют от вражьих сетей, обогащают подвижницу всеми добродетелями, ведут ко спасению [с. 65, 41, 64, 70]. «Молитва с Богом соединяет» [с. 73]. Посему преподобная Феодора говорила: «Если желаешь в теле служить Богу, подобно бестелесным, – имей непрестанную молитву в сердце своем, возлюби всею силою безмолвие и молчание» [с. 73]. Также неразрывно связано с безмолвием и смирение. Как нельзя без гвоздей построить корабль, так без молчания, безмолвия и смирения «невозможно спастись» [с. 66]. Определяется смирение тайным совершением добра без возношения в своем сердце [с. 54, 60]. «Если стяжешь какие добродетели, учит святая Синклитикия, – не возносись сердцем своим и не говори: такие и такие я совершила добродетели. Но хотя бы ты сотворила их и все, говори: как раба я исполнила то, что повелено» [с. 66]. Если случилось падение – должно просить прощения со смирением; предстоит время поношения – надо искупать его опять-таки смирением [с. 66, 90]. «Если будешь всегда так помышлять в сердце своем, – делает вывод святая Синклитикия, – то Господь пошлет тебе помощь от святого жилища Своего, и избавит от сетей вражиих» [с. 66]. В ином случае: Те, кои делают напротив, терпят великий ущерб. Ибо у тех отнимается и то, что они думают иметь (Лк. 8:18) [с. 54]44. Проявляется безмолвие в терпении, в спокойном перенесении любых обид, оскорблений [с. 68]. Блаженная Матрона рассуждает: «Терпение монахини обнаруживается в безмолвии и молчании. Ибо претерпевый до конца, той спасется, сказал Господь» ( Мф. 24:13) [с. 46—47]. На вопрос блаженной Феодоры: почему демоны сильно борят нас? Святая Син-клитикия отвечала: «Потому, что мы отвергаем мать всех добродетелей то есть безмолвие с молчанием и терпением» [с. 66]. Пример дивного терпения, которое славили Ангелы и перед которым трепетали демоны, явила святая матерь Сарра. Келия святой находилась на берегу реки. Шестьдесят лет она провела здесь в безмолвии и за все время ни разу не наклонилась к реке, чтобы на нее посмотреть [с. 47]. Безмолвие и молчание «рождают» целомудрие [с. 45]. Благоговейной подвижнице дается совет: «Та, которая хочет сохранить тело свое в целомудрии и ум свой представить Богу чистым, должна проводить дни свои в блаженном безмолвии, сидя в келии своей» [с. 76, 77]. Целомудрие состоит не просто в победе грубого и вещественного любодеяния, но в очищении и самих чувств [с. 40]. «Принявшим звание» подобает иметь «крайнее целомудрие» [с. 41]. Им не следует выходить на места публичные. Если считается стыдом смотреть на обнаженных близких родных, то тем более на людей незнакомых в непристойной одежде, к тому же говорящих дерзкие слова. «Но и сидя дома, не должно дремать» [с. 40]. Молодым монахиням дерзновенно сидеть с мужчинами, говорить с ними, принимать пищу. Старицы им завещают: «Всячески блюстись от мужеских лиц, хотя бы то были братья» [с. 43]; не иметь сношений с мирянами, не шутить с отроком [с. 58]. «Монахиня, дружащаяся с мирянами или монахами, лишается дружества с Богом, и находится на стороне демонов. Потому и называется она монахинею, что имеет любовь и стремление к единому только Богу» [с. 48]. Если же в мыслях появится красивое лицо, то рекомендуется вспомнить, что оно станет трупом и уйдет в землю. «Но более всего должно укрощать чрево» [с. 43].