119. Доклад 1

Все добродетели тесно взаимосвязаны. Пренебрегший одной какой-либо извращает «все благолепие» (1, с. 137). «Ибо какая будет польза для сохранившего тело девственным, если душою потерпел любодеяние от демона непослушания? Или как будет увенчан пощадивший себя от чревобесия и всякой похоти телесной, а вознерадевший о гордости и славолюбии» (1, с. 139—141). Как бы обобщая все сказанное о добродетелях, блаженный Диадох размышляет над путем благочестия: «Для начинающих любить истину путь добродетели кажется весьма неровным и страшным не потому, что он таков, но потому, что человеческое естество тотчас от чрева входит в общение с шириною удовольствий; но для могущих пройти до средины его он показывается весь приятным и легким: ибо зло, действием добра подчиненное доброму нраву, уничтожается вместе с памятованием о неразумных удовольствиях; почему душа впредь охотно проходит все стези добродетелей» (1, с. 494, 495). И выше, в слове, как бы предрешая то, что будет сказано, свидетельствует: «Чистой душе свойственна... ревность незлобивая и непрестанная любовь к славе Господа. Ибо тогда ум точно устанавливает собственные весы, присутствуя как бы в чистейшем судилище – своей мысли» (1, с. 47, 48). Опытно познав спасительность добродетелей, блаженный Диадох призывает: «Убедим (свою душу – К. С.) быть готовою только к одному добру, чтобы нам непрестанно благими помышлениями истреблять память о зле» (1, с. 26). С благими же помышлениями тесно связана у блаженного Диадоха молитва Иисусова.