229. Доклад 1

Глава 207-я повествует о девице, окрещенной Ангелами. Этой милости Божией удостоилась девица за свою милость. Но, совершив доброе дело, она потом оказалась в крайней бедности и трудном положении. Тем не менее она опомнилась и «в сокрушении духа» просила допустить ее до Святого Крещения. И вот в то время, когда люди отвернулись от нее. Небесные Посланники чудесно отнесли ее в храм и поручились за нее перед священнослужителями, в обязанность которых входило Крещение новообращенных. «Однажды я, – рассказывала она епископу после Крещения, – увидала неизвестного мне человека, собиравшегося удавиться. Его сильно теснили заимодавцы. И, отдав ему все мое состояние, я избавила его от беды...» Блаженный Иоанн Мосх завершает: «И сказав это, она почила в Господе, получив отпущение своих вольных и невольных прегрешений» [с. 256—258]. Почти все подвижники, о которых говорится в «Луге духовном», творили чудеса по воле и милости Божией. Поэтому описывать их следует отдельно. Здесь же можно ограничиться лишь общим о них свидетельством, которое дано блаженным Иоанном Мосхом в конце его повествования. «Один из старцев говорил нам, – пишет он, – о дивных знамениях. Они бывают и теперь в Церкви Божией по причине народившихся и разрастающихся ересей, в особенности по причине раскола Севера акефала (акефалы – «безголовые», вначале не имевшие определенного вождя. – К. С.) и других гибельных учителей, для ограждения и утверждения в вере более слабых душ, равно как и для обращения лжеучителей, если бы захотели. Поэтому святые отцы и с первого времени христианства святые мученики ежедневно до сих пор совершают знамения в Кафолической Божией Церкви» [с. 263, 264] (См. также: с. 5, 6, 21, 24, 26—28, 32, 33, 39, 40, 59, 70, 73, 74, 90, 91, 93—95, 105, 106, 116, 120, 121, 125, 129—132, 150, 151, 154—156, 164—167, 178—180, 188, 189, 193—194, 205, 206, 212—214, 229—233, 248—250...). Были на подвижническом пути и немалые трудности, искушения, невидимая брань, скорбь и, что всего страшнее, разочарование, когда перед отшельником вставал вопрос: «Что мне делать?» Опытные старцы и здесь находили мудрые решения. Так, в главе 208-й «Луга духовного» читаем: «Один брат, одержимый печалью, спросил старца: Что мне делать!? Помыслы одолевают меня, внушая мне, что напрасно я отрекся от мира и – все равно – спасения не достигну... А ты знаешь ли, – ответил старец, – хотя бы мы и не могли достигнуть земли обетованной, нам лучше сложить кости в пустыне, чем возвратиться в Египет!» [с. 258]. (См. и главы: 14, 39, 60, 204, 205). Итогом описания подвижнической жизни праведников Божиих может служить весьма поучительное видение авве Афанасию, бывшее при его размышлении о судьбе жаждущих Правды и о нерадивых. «Однажды, – свидетельствует святой Авва, – пришло мне на ум: что будет с теми, которые подвизаются и с теми, которые не подвизаются? Я пришел в восхищение, и некто, явившись, сказал мне: «Следуй за мною». Он привел меня в место, все озаренное светом, и поставил меня у врат. Красоты этих врат нельзя описать. И мы слышали внутри врат бесконечное множество голосов, прославляющих Бога. Когда мы постучались, кто-то из бывших внутри врат, услышавши нас, спросил нас: «Что вам нужно?» – «Мы желаем войти», – сказал мой путеводитель. – «Сюда никто не войдет из тех, кто проводит жизнь нерадиво», – отвечал голос изнутри. – «Но если желаете войти, идите, подвизайтесь, нисколько не заботясь о том, что в суетном мире» [с. 158].