109. Доклад 1

В переводе на русский язык имеется пять творений, принадлежащих или усваиваемых блаженному Диадоху. Это: Слово аскетическое (сто глав). Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Слово против ариан. Видение святого Диадоха. Катехизис12. Первые два творения Фотикийского святителя считаются подлинными, а в отношении трех последних высказываются сомнения. Особенно сомневаются в принадлежности блаженному Диадоху Катехизиса, так как значительная часть манускриптов называют автором его преподобного Симеона Нового Богослова. Впрочем, тематика и ее развитие во всех пяти творениях свойственны аскетическим взглядам блаженного и потому в данном сообщении они используются все. Самым значительным по содержанию и самым большим по объему является «Слово аскетическое» (1, с. 18—526). В разных списках оно имеет и иные названия: «Сто аскетических глав», «Главы практические о знании и духовном различении», «Сто глав»... Содержание слова отвечает его названию. На первое место как «непрестанная похвала похвал» ставится страх Божий, а «полнотой закона совершенства» почитается любовь (1, с. 46). «Аскетические главы блаженного Диадоха, – утверждает профессор К. Попов, – представляют собой краткую, превосходную систему древней аскетики, написанную по строго обдуманному плану и преследующую определенную задачу. Она полагается не в подробном изложении теории и практики подвижничества, но в изображении ступеней последовательного духовного преуспеяния или падения подвижников и в определении признаков того и другого; внешние же правила подвижничества только оцениваются со стороны значения их для духовного преуспеяния» [I, с. XXIX-XXX]... Творение это восхвалялось с древних пор и ставилось в ряду аскетических трудов на третьем месте после «Лествицы» преподобного Иоанна († 649) и наставлений святого Марка Подвижника (IV-V века). Известно оно и современным молитвенникам, а также знатокам древнеаскетической письменности. С аскетическими главами сродно в отдельных мыслях «Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа» (1, с. 554—569)13 . Это славное событие блаженный Диадох представляет в духе вероопределения IV Вселенского Собора о соединении во Христе двух природ – Божественной и человеческой. «Слава и держава Ему, – заканчивается слово, – нисшедшему с небес невидимо, восшедшему же на небеса видимо, сущему прежде веков, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» (1, с. 569). Слово против ариан (1, с. 571—604) относится к группе творений сомнительного происхождения, ибо в оригинальном тексте оно надписывается именем некоего Блаженного Марка Диадоха. Предполагают, что Марк Диадох был современником св. Афанасия Великого († 373) и его сподвижником в борьбе с арианами. Но в слове против ариан встречается ряд выражений, которые имеются и в аскетических главах, что может свидетельствовать об общности этих двух творений. Например: «нет никакого препятствия» (1, с. 579. Ср.: 1, с. 212), «бедность ума», «бедность» (1, с. 586. Ср.: 1, с. 28, 29, 349, 353, 400), «прилеплен любовью к Отцу» (1, с. 598. Ср.: 1, с. 100), «огнем суда» (1, с. 526. Ср.: 1, с. 602). В слове против ариан автор полемизирует со всеми арианскими течениями, но, по преимуществу, имеет в виду евномиан, хотя главу их – Евномия, епископа Кизического († ок. 394), и не упоминает. «Да не отвергается нечестивыми, – убеждает автор, – благий наш Бог Иисус Христос, Господь всех сущих на небесах Сил, Царь вечный, Сияние славы, неложный Образ Отчей Ипостаси, нераздельный Причастник помышлений Отца, Сущий от Сущего и Сущий в Сущем, добрый Пастырь всех Своих разумных стад» (1, с. 604). И далее: «То же самое должно думать и о Святом Поклоняемом Духе. Ибо и Он самосовершен и всемогущ и способен даровать всякий разум и жизнь, как существующий во славе Отца и Сына» (1, с. 605, 606). «Видение» (2, с. 149—157) также относится к группе сомнительных тв