29. Доклад 1

В 1444 г. в трех верстах от г. Боровска монахом Пафнутием был основан монастырь Рождества Святой богородици. После причисления Пафнутия к лику общерусских святых в 1547-49 г.г. монастырь стал носить его имя, называться Пафнутьев-Боровским монастырем. И сейчас суровой мощью средневековой архитектуры веет от крепостных стен, от здания трапезной, построенной в 1511 г., от Собора Рождества св. Богородицы. Дважды монастырь подвергался разорению: в июле 1610 г. - войсками лже-Дмитрия II, в октябре 1812 г. - французами. Год без малого просидел в темнице под трапезной мятежный протопоп Аввакум,один из первых писателей XVII столетия.

В 1991 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Белой лебедью предстает Оптина Пустынь перед восхищенными паломниками на фоне векового бора.

С самого начала своего возникновения монастырь отчаянно боролся за свое существование, порой едва сводя концы с концами. Статус монастыря изменили старцы, врачеватели душ человеческих. Русская православная церковь канонизировала 13 оптинских старцев. К ним в разное время приходили великие русские писатели: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, который в Оптино работал над своим романом “Братья Карамазовы”.

Монастырь стал одним из духовных центров России, занимался книгопечатанием.

Здесь была собрана большая билиотека, насчитывающая свыше 30 000 книг.

Пережив лихолетия послереволюционного времени, монастырь стал действующим, к нему потянулись страждущие.

Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская женская обитель была основана в 1884 году старцем из Оптиновой Пустыни Амвросием, причисленному впоследствии к лику святых. Поначалу богослужения шли в домовой церкви. Но в 1901 году в монастыре был построен 15-главый Казанский собор, настоящее чудо архитектуры. Он возведен по проекту архитектора С. Шервуда, отец которого В. Шервуд построил здание Исторического музея в Москве.