30. Доклад 1

Для современной рыночной экономики России все более актуальным становится вопрос оптимизации развития региональной экономики, придания ей новых стимулов. Одним из таких стимулов может стать внутренний въездной туризм, возведенный на новый качественный уровень. Особенно это стало очевидным после финансового кризиса в России в августе 1998 года и известных печальных событий 11 сентября 2001 года в США. Образно ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: "Международный туризм умер, да здравствует внутренний региональный туризм!" Однако при дальнейшем рассмотрении выясняется, что туристские силы "распылены" и заняты обыкновенным экономическим выживанием, а новейших научных исследований, с учетом отмеченных ситуационных тонкостей, очень мало.

При разработке турпродукта (и внутреннего регионального, в частности) и стратегии его продвижения большая роль принадлежит практическому опыту, а значит, субъективности менеджера, который предполагает, что применяемые в его продукте туристические ресурсы, несомненно, будут приносить коммерческую выгоду. На закономерный вопрос о том, какой, по его мнению, ресурс может придать больший вес новому турпродукту или какой из используемых ресурсов имеет большие коммерческие перспективы, специалист турфирмы не может ответить. В лучшем случае называются качественные характеристики: "лучше - хуже", "ближе - дальше", "имеет ценность - не имеет ценности" и, даже "ресурс - не ресурс"… Последствия, в сущности, предсказуемы: новый турпродукт содержит стандартный набор разноплановых ресурсов и условий, слабо продается, не приносит запланированной прибыли и наконец прекращает свое существование. При этом выяснить, в чем причина не удается: обычно "обвиняют" факторы внешней экономической среды, влияние конкурентов, слабый интерес потребителей, признается "ошибочной" деятельность конкретного специалиста.