235. Доклад 1

«Отшельник пришел в монастырь, чтобы отойти ко Господу, примирившись со всеми... И приняв Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отшельник лег посреди церкви и тотчас скончался, вовсе не болевши». Из свидетельства преподобного Фомы [с. 107] «Вот вам предмет для вашей философии – размышлять непрестанно о смерти. И спасайте себя в безмолвии и тишине!» Из ответа старца философам [с. 187] Божии люди учили всей своей жизнью – и примером, и словом, – учили они и в минуты ухода из земного странствования. Кончина их была поистине христианская – безболезненная, непостыдная, мирная, с полным упованием на добрый ответ в день Страшного Суда. Мне хорошо помнится кончина моих родителей. Я не дерзаю их относить к числу тех великих праведников, о которых рассказывается в «Луге духовном», но кончина и моих родителей была подлинно христианской. Отец умер в 1943 г. Это было суровое время – шла война. За несколько минут до последнего вздоха он подозвал к себе мою маму, затем моих старших братьев, каждому из них сказал последнее слово. Отдельно подозвал к себе меня, благословил крестным знамением и сказал то, что я запомнил на всю жизнь: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Сказав эти слова, он поднял руку для ограждения себя крестом, прикоснулся тремя перстами ко лбу, груди, правому плечу и когда нес руку к левому плечу – она упала и застыла до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа... Маму я навестил в больнице за два-три дня до кончины († 19 марта 1960 г.). Она долго смотрела на меня, поцеловала, благословила крестом и сказала: «Спасибо тебе, что ты приехал и застал меня живой... Хотелось бы увидеть внука, но ухожу... Живите с Богом, в мире...» А вот как уходили в мир иной праведники, о которых повествует блаженный Иоанн Мосх. Инок Фалалей, предузнав свою кончину, сходил во святой град Иерусалим, поклонился «святому Кресту и святому Воскресению Христа Бога нашего», омылся в водах Иордана и через три дня почил [с. 112]... Два отправленные императором Анастасием защитника исповедания IV Вселенского Собора Патриархи Иерусалимский Илия и Антиохийский Флавиан одновременно известили друг друга: «Анастасий сегодня умер, пойдем и мы на суд с ним». И через два дня скончались [с. 45]... Преподобный Феодосий Великий в час кончины зашевелил устами, вступая в беседу с миром иным, сложил крестообразно на груди руки и тихо почил [с. 10]... Некий святой старец, о котором рассказывает авва Зосима, перед кончиной помолился, преподал благословение, лег и отошел ко Господу [с. 147, 148]... Благочестивый мирянин Авив перед кончиной позвал к себе брата, которому обещал дать знать о своем последнем часе, и в его присутствии немедленно предал дух свой Богу. «Вот какой кончины сподобился он – кончины, достойной той любви, какой он возлюбил Христа, – говорили все...» [с. 251]... Когда начали рыть могилу для мирно почившего старца Сизиния, ученик его попросил: «Сделайте милость, ройте немного пошире, чтобы можно было положить двоих». Пока готовили могилу, ученик лег на рогожу и скончался. И похоронили вместе обоих – учителя и его ученика [с. 114]. Смерть же грешников, по слову Псалмопевца, люта (Пс. 33:22). О нечестивом Солунском архиепископе Фалалее в «Луге духовном» читаем: «Вдруг почувствовав боль в желудке, должен был удалиться... Видя, что он не выходит, некоторые из дожидавшихся его снаружи вошли в отхожее место сказать ему, чтобы он выходил, и нашли, что... безбожная голова раба неключимого застряла внизу в смрадном месте, а ноги, не ходившие прямыми путями по земле, оказались торчащими на воздухе, в знамение грядущего осуждения, и того, как страшно впасть в руки Бога Живого» [с. 58]. (См. также: главы 6, 11, 57...)