129. Доклад 1

Всех душеполезных поучений преподобного аввы Дорофея к своим ученикам насчитывается 21. Кратко содержание их можно представить так: Об отвержении мира [с. 19—38]. Изобразив историю домостроительства нашего спасения – от сотворения человека до сошествия с Неба ради него Христа Спасителя, преподобный авва говорит: «Отцы принесли Богу, вместе с иными добродетелями, и дары: девство и нестяжание, и распяли себе мир... Потом подвизались распять и себя миру... Как мир распинается человеку и человек миру? Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние другим и приятие от них, тогда распинается ему мир, ибо он отверг его... Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самих услаждений, или против самого вожделения вещей и против своих пожеланий, и умертвит свои страсти» [с. 29]. О смиренномудрии [с. 38—49]. Что такое смирение? Что приводит нас к нему? На эти вопросы дает ответ некий старец: «Смирение есть дело великое и Божественное. Путем же к смирению служат телес-ные труды, совершаемые разумно; также, чтобы считать себя ниже всех и постоянно молиться Богу – это путь к смирению. Само же смирение Божественно и непостижимо» [с. 47]. О совести [с. 49—54]. Указывается, что такое совесть; подчеркивается важность ее; говорится о хранении ее. «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него Божественное, как бы некоторый помысл... который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон... Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые, прежде написанного закона, угодили Богу... Ныне же в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас... А хранение совести многоразлично, ибо человек должен сохранять ее в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, чего не видят люди... Хранение совести в отношении к ближним требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего... А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какой-либо вещью, не допускать ее портиться и не бросать ее как-нибудь» [с. 49, 52]. О страхе Божием [с. 54—69]. Есть два вида страха: начальный и совершенный. Первый страх свойственен начинающим путь благочестия, второй – совершенным, достигшим, в меру возможности для человека, «совершенной любви». Исполняющий волю Божию из-за страха вечных мучений есть новоначальный, «ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом» [с. 54]. О том, что не должно полагаться на свой разум [с. 70—78]. Мы нуждаемся в духовных руководителях, «в наставляющих нас по Боге». Полагающиеся только на свой разум легко падают. В Священном Писании сказано: имже несть управления, падают, якоже листвие (Притч. 11:14). «Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает, и, наконец, им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам, потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем усердие, подобно листу нечувствительно иссыхает, падает и становится, наконец, подвластным и рабом» [с. 70]. О том, чтобы не судить ближнего [с. 79—88]. Осуждение – тяжелейший грех. «Отцы оказали, что нет ничего хуже осуждения» [с. 79]. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего [с. 89—98]. Когда одного старца спросили, что главное из найденного им на подвижническом пути, старец ответил: «То, чтобы во всем укорять себя» [с. 96]. «И нечего удивляться, – замечает святой Дорофей, – когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме сего. Мы видим, что никто, минуя путь сей, не обрел покоя» [с. 90]. О злопамятности [с. 99—105]. Если между братиями «возникает неудовольствие», и если кто-либо из них, хотя и попросит прощения, но не пресечет худые помыслы против брата, – это и есть злопамятность. «А она, – замечает святой авва, – требует от человека многого внимания, чтобы в оной не закоснеть и не погибнуть» [с. 98].