163. Доклад 1

Но на первый план во всем служении подвижника святой Григорий Синаит выдвигает действие благодати Божией. Без благодати Божией, без помощи Божией невозможно не только изгнать страсти, но и «удержаться умом [от рассеянности]». Никто «из новоначальных никогда не изгонит помыслы, если его не удалит Бог». Могут отвергнуть помыслы лишь сильные духом, но и они достигают сего «не сами по себе, а движутся на сопротивление им с Богом, как облеченные в Его всеоружие». Отсутствие благодати в человеке святой Григорий считает духовной смертью. Разобщенная с благодатью душа «вдовеет и становится теперь и в будущем веке жилищем страстей, чтобы не сказать [сильнее] – вертепом демонов». Даже добродетели без благодати мертвы. «И те, которые представляются имеющими добродетели в совершенстве и осуществляющими их [имеют часто] одну только тень и призрак прекрасного, а не изображение истины». А с помощью благодати Божией совершается великое. Действия ее многообразны: очищение души, согревание ее, укрепление «в радости и веселии», умерщвление телесных движений... Очистившийся от греховных помыслов, страстей, отвергнув прелесть, подчинив свою волю опытным духовным руководителям, при постоянной молитве и помощи благодати Божией вставший на путь спасения – «получит вновь искомое, особенно если будет искать его со смирением».