150. Доклад 1

«Слышал я, – рассказывает святой авва, – о некоем брате, что когда он приходил к кому- либо из братий и видел келию его невыметенной и неприбранной, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всем... и весь свой ум устремил горе... Также если приходил к другому и видел келию его убранной, выметенной и чистой, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келия его чиста... И никогда он не говорил ни о ком: сей брат нерадив или тщеславен, но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого» [с. 180]. «Старайтесь, – призывает святой авва, – из всего извлекать себе назидание» [с. 187]. Глубоко назидательны советы святого аввы наставникам и их ученикам. Наставников преподобный учит быть заботливыми по отношению к своим ученикам; наставлять их более примером своего поведения – в «плодах духа», в телесном труде; показывать в проступках более вред, чем наказывать; в выговоре выбирать удобное время; не обличать часто; не приказывать властно, но смиренно, «как бы советуя»; не допускать гнева; не возвышаться – помнить, что и ученик тоже брат. Должно иметь к брату сострадание, победить в отношении к нему зло добром, помолиться за него, говоря так: «Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной Твоей благости сотворивший нас из ничего для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, Спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Прииди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты в один час не лишился нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: Кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во истление (Пс. 29:10), и: Аминь глаголю вам, не вем вас (Мф. 25:12); потому что светильники наши погасли от недостатка елея» [с. 182, 183]. Долг наставников – «заботиться о мирном устроении так, чтобы даже под справедливыми предлогами или ради заповеди отнюдь не смущать сердца в той уверенности, что мы все заповеди стараемся исполнить именно ради любви и чистоты сердечной» [с. 182]. Обращаясь к ученикам, святой авва призывает повиноваться спокойно; побеждать своеволие; желать, чтобы все «было так, как будет»; верить, что все случающееся, «до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию» [с. 184]. Всякой добродетели, по слову преподобного Дорофея, предшествует страх Божий, «ибо начало премудрости страх Господень (Пс. 110:10), и без страха Божия никто не может совершить ни добродетели, ни чего-либо благого» [с. 187].