134. Доклад 1

Последующие четыре послания под общим заголовком «К тому же» [с. 208, 209], снова и снова призывают терпеливо, с надеждой на Бога переносить искушения, помня, что такое перенесение их дарует великую пользу. «Мы, – размышляет святой авва, – бываем искушаемы для обучения в вере, для того чтобы мы были испытаны и научились бороться» [с. 208]. «Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своем, ты встречаешь искушения в скорби. Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобился быть в искушении» [с. 208, 209]. Последнее послание «К некоторому очень больному брату, имевшему различные худые помышления о том, кто заботился о его нужде» [с. 210], убеждает ничего не иметь плохого против ближнего, и все «препобеждать и покрывать любовью» во имя Господа нашего Иисуса Христа. Особое место в творениях преподобного аввы Дорофея занимают его «Вопросы и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком» [с. 211—268]. Ценность их возрастает от того, что в них соединилась духовная мудрость преподобного Дорофея с духовным опытом двух других великих старцев. Всего было поставлено 87 вопросов, и на все получены исчерпывающие ответы. Изложить их содержание довольно трудно: они многоплановы – касаются многих сторон духовной жизни. Вот о чем идет в них речь: Как положить начало покаяния (вопрос-ответ № 6)18. Как бороться с греховными помыслами, как отличать правый помысл от вредного (в.-о. 7, 14). Как победить блудную страсть (в.-о. 4, 5). Как рождается печаль по Богу (в.-о. 34). Как достигается рассуждение (в.-о. 15) и как отвечать вопросившему (в.-о. 38, 39). Как говорить и когда молчать (в.-о. 36). О силе молитвы по вере (в.-о. 11) и о непрестанной молитве (в.-о. 15). О безмолвии (в.-о. 36, 63, 64). О смирении (в.-о. 21, 25, 27—31). Об отсечении своей воли (в.-о. 3, 37, 42). О раздаче своего имущества – о милостыне (в.-о. 1, 2, 66). О врачевстве (в.-о. 76). О совершении «памяти святых» (в.-о. 10). О сохранении – соблюдении заповедей (в.-о. 20). Каким путем можно скорее достигнуть спасения (в.-о. 26). О недопустимости перехода из одного монастыря в другой – «в чужую сторону» (в.-о. 8). О поведении инока в разных ситуациях (в.-о. 56—62). Как относиться к разным людям (в.-о. 19, 81). Вот некоторые примеры вопросов и ответов (в сокращении): В. 10. «Как извергнуть из себя внутреннее зло?» О. «Попечение о спасении души и любовь к Богу помогают всякому извергнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться». В. 81. «Каким образом должно исправлять ближних?» О. «Когда знаешь, что согрешивший человек разумный и принимает слова твои, вразумляя его, скажи: «Брат! Если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души. Ну, хорошо ли теперь сделал? Постарайся вперед исправиться». Если же он неразумен, скажи ему: «Поверь мне, брат, что ты стоишь наказания за свое нерадение, и как скоро скажу авве, он строго тебя накажет». В. 13. Как поступить при «неожиданном вопросе»? О. «Ничего нет быстрее ума – возведи его к Богу, и Он подаст тебе, что отвечать без смущения». «Хотя сей Божественный и дивный муж и высок был по дару слова, но, желая, по заповеди, снизойти и в этом и явить собой пример смиренномудрия, он предпочитал везде смиренный и простой образ выражения и невитиеватость речи».