130. Доклад 1

О том, что не должно лгать [с. 106—114]. Лжец не может иметь общения с Богом, ибо отцом лжи назван диавол. Ложь чужда Богу – Бог есть истина. «Он Сам говорит: Аз есмь путь, истина и живот (Ин. 14:6)» [с. 106]. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно [с. 114—123]. Преподобный призывает не терять понапрасну время, а иметь внимание «в своем сердце и подвизаться» [с. 114—116]. «Подвизайся, и получишь навык в добродетели» [с. 116]. Прохождение пути Божиего разумно и внимательно – это неклонение «ни в излишество, ни в недостаток», но направление «только к средине до-бродетели» [с. 117]. Когда кто «радуется, получая оскорбление, и думает, что он должен был претерпеть оскорбление, потому что сам он подал повод к тому, сей разумно искореняет страсть» [с. 122]. О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души [с. 124—136]. Пока страсти «еще молоды», их можно отсечь, не позволить им укрепиться, не прийти к худшему. «Ибо иное дело вырвать с корнем малую былинку, потому что она легко исторгается, а иное – искоренить большое дерево» [с. 126]. «Иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя» [с. 124]. О страхе будущего мучения и о том, что желающий спастись никогда не должен быть беспечен о своем спасении [с. 136—147]. Когда один брат спросил некоего старца: «Отчего я впадаю в беспечность, пребывая в келии моей?» – старец ответил: «Оттого, что ты не узнал еще ни ожидаемого покоя, ни будущего мучения» [с. 137]. Даже и тогда, когда человек очистит себя от страстей и приобретет добродетели, «не должен быть без заботы. Ибо случается, что после всего этого диавол находит случай обольстить его или самооправданием или возношением, или вложив в него помыслы неверия или злой ереси, и не только погубляет все труды, но и удаляет его от Бога» [с. 146]. О том, что должно переносить искушения с благодарностью и без смущения [с. 147—156]. Святой авва увещает «о всем» благодарить Бога за Его благость, никогда не печалиться и не малодушествовать при случающемся с нами – «все, что с нами бывает, принимать без смущения, со смиренномудрием и с надеждой на Бога, веруя, что все, что ни делает с нами Бог, Он делает по благости Своей, любя нас, и делает хорошо, и что это не может быть иначе хорошо, как только таким образом» [с. 147]. Если же бывает, что мы согрешаем в искушениях, то в сем проявляется наше нетерпение и нежелание «перенести малой скорби или потерпеть что-нибудь против нашей воли, тогда как Бог ничего не попускает на нас выше силы нашей» [с. 149]. О созидании и совершении душевного дома добродетелей [с. 156—169]. Душевный дом добродетелей, по утверждению преподобного Дорофея, созидается посредством хранения заповедей Божиих [с. 156]. Кто хочет построить крепкий «чувственный дом», тот обязан «отвсюду укрепить его и с четырех сторон возводить стену, а не об одной только стороне заботиться... Так бывает и относительно души, ибо человек, желающий создать душевный дом, не должен нерадеть ни об одной стороне своего здания, но ровно и согласно возводить оное» [с. 157]. Сначала необходимо положить основание, то есть веру. «Потом на сем основании человек должен строить здание равномерно: случилось ли послушание, он должен положить один камень послушания; встретилось ли огорчение от брата, должен положить один камень долготерпения; представился ли случай к воздержанию, должен положить один камень воздержания» [с. 158]. Краеугольными камнями служат терпение и мужество.