159. Доклад 1

Истинное святилище «умного» делателя еще прежде будущей, Вечной жизни есть «сердце, чуждое помыслов». Развращенный непотребными помыслами не имеет чистого разума. Где «постыдные образы помыслов», там нет молитвы. Следовательно, одним из первых препятствий к «умному деланию» являются помыслы. Начало помыслов лежит в ослаблении памяти о Боге, в мечтаниях. В свою очередь «помыслы предшествуют мечтаниям». Сам по себе ум имеет естественную способность мечтать, строить образы, вспоминать доброе и злое. Иногда злые силы наполняют ум образами или «сами принимают вид сообразно [духовному устроению] нас самих. Они приражаются в зависимости от наклонности души». Обольщенный безмолвник «становится мечтателем, а не безмолвником», превращается в «праздного мечтателя». Мечтающий ум теряет приобретенное от Бога доброе устроение и «бывает совершенно мертв». Поэтому святой Григорий призывает негодовать всегда на мечтания и сохранять свой ум «безвидным и бесформенным». Еще более, чем помыслы, разрушают внутренний строй человека и удаляют «от него Божественную (охранительную) силу» страсти. Есть тирания страстей – нет «созерцания духовного света, немечтательного ума и нерассеянного; истинного действия молитвы, текущей всегда из глубины сердца». Предшествуют страстям и являются их причиной помыслы, мечтания и, как осуществление сего, «греховные дела». «Кормилицей» же страстей является самолюбие. Обычно оно способствует беспечности, расслабляет душу, делает ее «вялой к прохождению пути безмолвия». Ввиду особой опасности страстей для внутреннего делания преподобный Григорий останавливает на них должное внимание и подробно перечисляет их. Все страсти он подразделяет на шесть групп: 1) страсти раздражения, 2) вожделения – воли, 3) плотские страсти, 4) слова, языка, 5) страсти ума и 6) рассудка. Это: Гнев, досада, бранчливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, тщеславие и пр. Любостяжание, распутство, невоздержание, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие и самолюбие («тягостнейшее» других страстей). Блуд, прелюбодеяние, нечистота, распущенность, несправедливость, чревоугодие, леность, рассеянность, привязанность к миру, жизнелюбие и др. Неверие, хула, лукавство, коварство, любопытство, двоедушие, злословие, клевета, осуждение, унижение, кощунство, лицемерие, ложь, сквернословие, пустословие, лесть, иронизирование, тщеславие, человекоугодничество, превозношение, клятвопреступление, празднословие и пр. Самомнение («госпожа страстей»), высокомерие, самовосхваление, любовь к спору, негодование, самодовольство, противоречие, непослушание, мечтательность, склонность к вымыслам, любопоказность – влечение к помпе, славолюбие и гордость («первое и последнее из всех зол»). Блуждание, легкомыслие, раболепство, омрачение, ослепление, отступление, прилоги, согласие, склонения, превращения, отвержения и пр. Из всех страстей преподобный Григорий выделяет восемь «начальственных» (важнейших, опаснейших): три главных – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие и пять с ними связанных – блуд, гнев, печаль, леность и гордость. И еще более часто святой Григорий предостерегает от двух страстей – блуда и уныния. Эти две страсти он считает крайне суровыми и тяжкими, господствующими «над несчастной душой» и обессиливающими ее, делающими «природу нашу вялой, расслабленной и как бы разбитой параличом». А так как они тесно сочетаются между собой, святой Григорий видит в этом их несокрушимость, непреодолимость и непобедимость.