156. Доклад 1

Преподобный Григорий выделяет «три добродетели безмолвия», которые друг друга порождают и охраняют. Это – воздержание, молчание и смирение. К упомянутым добродетелям безмолвника добавляется еще бодрствование, а «богоугодных занятий» его указуется три: молитва, псалмопение и чтение. «Названные добродетели, – заключает святой Григорий, – не только обнимают все (прочие), но и входят в состав одна другой». Строг преподобный и к пище безмолвника. Лишь в десятый час с начала ежедневного подвига он разрешает подкрепиться – вкусить немного хлеба и вина. «Из съестных припасов, какие найдутся, (позволительно) употреблять не столько, сколько прихотливо требует природа, но пользоваться (нужно) с самоограничением лишь предоставляемым Промыслом». Если началом безмолвия служит удаление от забот, то вершиной его является экстаз, «восхищение ума к Богу». «Безмолвие рождает созерцание», – учит святой Григорий и рассуждает о богомыслии. Преподобный высоко ставит богомыслие, память о Боге, Едином дающем силу исполнить заветы Его (Втор. 8:18). Истинный философ тот, кто имеет созерцательный ум, кто через созерцание соединился с Богом, стал Его другом, полюбил «изначальную, творческую и истинную Премудрость выше всякой иной дружбы, мудрости и знания», кто «явно и непосредственно в себе самом имеет сверхъестественное соединение с Богом». Предметов созерцания восемь: Бог видимый, безначальный, несотворенный, причина всего существующего, Троичное Единое и пресущественное Божество. Порядок и строй разумных сил. Устройство существующего. Домостроительное сошествие Слова. Всеобщее воскресение. Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Вечные мучения. Небесное Царство. «Четыре (первых предмета созерцания) – прошедшие и уже бывшие и четыре (последних) – будущие и еще не осуществившиеся».