232. Доклат 1

Чтобы никто «чужой» не вошел в нашу душу со словами: Наш ли еси, или от супостат наших (Нав. 5:13), египетский святой старец призывает: «Будь стражем сердца своего» [с. 136]. Всегда должно помнить, «что, – по слову блаженного Иоанна Мосха, – творящий злое, не скроется от очей Божиих» [с. 95]. Добрым делом – спасительным для души – святые старцы Египта считают отречение от мира [с. 135]. «Будем, – призывают они снова и снова, – подражать отцам нашим – строгости и безмолвию, с какими они жили здесь» [с. 140]. Все внимание должно быть обращено на устроение внутреннего человека. Когда строгий подвижник лавры «Башен» Мироген заболел и к нему пришли братья, чтобы поухаживать, больной обратился к пришедшим с просьбой: «Молитесь лучше обо мне, отцы, чтобы внутренний человек мой не страдал водянкой. Я же молю Бога, чтобы Он продлил мою настоящую болезнь» [с. 15]. Подобное выразил и отшельник Варнава, живший в пещерах реки Иордан: «Чем более страждет внешний человек, тем более возрастает в силе внутренний» [с. 17]. Венец подвижничества указывается в послушании. Примеров этой добродетели множество, но все они сводятся к одному – к полному отречению от своей воли и полной преданности воле святого старца, хотя бы она была и непонятной или шла вразрез с желанием ученика. Например, святому Симеону столпнику соседние пустынники, желая убедиться в действительности служения его Богу, послали сказать, что находят его подвиг странным и потому требуют, чтобы он сошел со столпа. – И святой Симеон готов был немедленно исполнить это приказание [с. 74]. Иногда святые старцы давали наставления весьма необычно... Об авве Оренте с горы Синайской рассказывается, что он однажды пришел в храм в вывернутой одежде. На упрек иноков он ответил: «Вы извратили Синай, и никто вам ничего не говорит, а меня укоряете за то, что я выворотил одежду? Подите исправьте то, что вы извратили, и я исправлю то, что я извратил» [с. 151]. Полезны и следующие многосторонние утверждения, советы и сообщения самих святых праведников или о них. Авва Маркелл утверждает: «Человек вначале был подобен Богу. Отпав от Бога, уподобился животным» [с. 183]. Святой Афанасий Александрийский говорит: «Носящие печать Крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещенными» [с. 240]. Преподобный Илия молчальник доказывает: «Если душа не поет вместе с телом – напрасный труд. Если кто любит скорбь, она потом доставит ему радость и покой» [с. 70]. Святые угодники Божии советуют и вразумляют. Авва Маркелл: «Узнай на самом опыте добрую жизнь, и тогда не будешь бояться ее, как чего-то невозможного. Не удивляйся тому, что, будучи человеком, можешь соделаться равным Ангелам. Тебе предстоит слава, одинаковая с Ангелами, и Сам Подвигоположник обещает ее подвизающимся» [с. 183]. Благочестивая и богобоязненная женщина – иноку, допустившему худые помыслы: «Побойся Христа! Вспомни о скорби и тяжести раскаяния, которые ты испытаешь в своей келье, вспомни о воплях и слезах, которые предстоят тебе» [с. 253]. Сообщается в «Луге духовном», что один святой старец видел при совершении Божественной Литургии Ангелов, но допускал в чине ошибки. На последнее обратил его внимание пришедший к нему диакон. Старец, усомнившись в правильности замечания, спросил Ангелов: «Правда ли это?» Ангелы ответили: «Послушайся его: он правильно говорит... Бог так устроил, чтобы люди были направляемы людьми же» [с. 247]. А о святом Льве, предстоятеле Римском повествуется, что после сорокадневной молитвы у гробницы Апостола Петра, святой Апостол явился ему и сказал: «Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме – рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет, правильно ли рукополагал ты поставленных тобою» [с. 178].