40. страница

Вообще торговля Калуги простиралась до 20 млн. руб. Естественно, поэтому, что Калуга играла важную роль и в экономическо-финансовых расчетах правительства. В начале столетия, по распоряжению департамента водяных коммуникаций, производились исследования местности между р. Жиздрой и Болвою для прорытия канала с целью соединения волжской системы с днепровскою. Предположено было соединить каналом речку Птичную, впадающую в Болву, и ручей Грамотинь, впадающий в Жиздру. Длина канала составила бы не более 5 в. Предположение, однако, не осуществилось. Резкий и заметный упадок Калуги начинается после 35 г. XIX в. Еще с 1834 г. было в Калуге 47 купцов I гильдии, 95 — II и 2154 — III с капиталами на 8.127 тыс. руб.; обороты Калуги оценивались в 75 млн. руб.; а в 1857 г. купцов было только 5 — I, 43 — II и 993 — III с капиталом в 2.176 тыс. руб. В 1840 г. калужская дума объясняла это явление упадком курса, последовавшим по случаю бывших в начале столетия войн, и потерю чрез то кредита и самих капиталов, а также изменением в 1810 г. тарифа в поощрение русских мануфактур и понижением цен на хлеб; все торговавшие зерном понесли настолько большие убытки, что не могли уже потом поправить дела. Однако, несомненно к этим причинам замирания торговой деятельности города следует прибавить и другие — более общего характера. К ним принадлежат: образование новых крупных пунктов торговли и появление иных торговых путей в связи с общими переменами в ходе русской торговли и народного хозяйства, появившимися к половине столетия. С проведением железной дороги торговля и промышленность Калуги еще более пала. Участок Сызр. — Вяз. железной дороги, соединяющий Калугу с Тулой и Вязьмой, открыт 15 декабря 1874 г. Всего пути по губернии дорога делает 165 верст. От станции «Калуга» была проведена ветвь к Оке протяжением 8 в., но она оставалась без работы и была разрушена временем, а потом разобрана. Железная дорога вызвала в сердцах калужского торгового мира грандиозные надежды, свидетельствовавшие о большой наивности их и скудных познаниях. Калужане полагали, что дорога на Смоленск имеет ни более, ни менее, как «поколебать англо-индийскую торговлю»! Они возлагали широкие надежды и на местный каменный уголь, который, по словам уполномоченных, тем важнее, что «копи Великобритании истощаются и многие из них закрыты»… Калужане обещали железной дороге грузов до 11 млн. п. В действительности же, в начале 80-х гг. из губернии отправляли груза только около 3 млн. пудов и вместо обещанного ценного — наиболее дешевый — лес и дрова. Калуга же в 1885 г. отправила 1 млн. п., а ввезла 1.700 тыс. п. Каменного угля в 1886 г. было перевезено из Тульских копий только 1.236 тыс. пуд. Но зато железная дорога вместе с обмелением реки подорвала в корень водяное движение грузов по Оке. В первой половине века, когда Ока была под Калугой шириной 100–150 с., в город приходило такое множество барок, что они занимали оба берега на 3 в. За 20 лет, с 1838 по 1857 г. в Калугу пришло 8.432 судна и отправлено 9,743, по 421 и 487 ежегодно в среднем. Ценность отправленных с пристани товаров за 10 лет (1848–1857) была в 3 1/2 млн. руб., а прибывших в 15 1/2 млн. руб. Еще в 1873 г. пришло и разгрузилось в Калуге 203 судна с грузом в 2.544.834 п. (дров 20.625 п.) на сумму 988.253 руб. и лесу в плотах 41.099 бревен на 13.234 руб., а всего на 1.001.487 руб.; грузилось и отправлено 194 судна в 2.081.030 п. (дров 1.737.300 п.) на 251.970 руб. и лесу 39.397 бревен на сумму 17.066 руб.; всего на 269.036 руб. В 1882 г. на Калужскую пристань пришло и разгрузилось 70 судов с 646.193 пуд. груза (дров 81 тыс. п.) на сумму 297.227 руб. и лесу 28.168 бревен на 4.400 руб.; всего на 301.627 руб.