51. страница

Приближаясь к Калуге из Москвы по М. — К. — В. жел. дор., уже со ст. Калуга-товарная можно видеть городские строения. Но Калуга с этой стороны лежит на ровной местности, почему и не производит никакого впечатления. Картина совершенно меняется, когда поезд идет с товарной станции к пассажирскому вокзалу по возвышенной насыпи, пересекая три улицы[42]. Тогда виднеется значительная часть Калуги, раскинувшейся на далекое пространство, пестрым узором посредине которого там и здесь мелькают высокие шпили красивых колоколен церквей. Но не успел еще зритель достаточно всмотреться в живописную картину, как уже мелькают вокзальные здания, и поезд останавливается у обширного двухэтажного вокзала. Это новый Калужский вокзал, построенный в начале XX в., с проведением М. — К. — В. жел. дороги, когда он должен был обслуживать обе дороги — и М. — К. — В. и Сызр. — Вяз. Прежний же, небольшой вокзал, лежит за путями, против нового вокзала, и теперь в нем помещается несколько отделений железнодорожного училища. Новый вокзал представляет собою большое, обширное, каменное на высоком фундаменте здание, со стороны подъезда скомпонованное в трех корпусах, расположенных в известной симметрии. Построен он в смешанном стиле, столь характерном для modern'a, и бросается в глаза некоторой вычурностью. Вокзал очень поместителен и вполне обслуживает надобности пассажиров обеих дорог. От вокзала начинается широкая Ямская улица[43], которая ведет в город и по прямому направлению, своими продолжениями, прорезывает вдоль весь город, доходя до моста через Оку. Называется улица Ямской потому, что в XVIII веке неподалеку от нее была Ямская слобода, где жили ямщики. По левой стороне улицы, начиная от вокзала, тянутся железнодорожные постройки, из коих обращает на себя внимание большое каменное железнодорожное училище[44] и находящийся рядом с ним, обнесенный высоким забором, железнодорожный приют для детей[45]. В железнодорожном училище 5 отделений, в которых занимаются 12 учителей, 2 законоучителя и 3 практикантки; учащихся в главном здании около 300 человек и 192 в старом вокзале; всего около 500 человек. В приюте призревается 25 детей, которые учатся в училище против приюта; на правой стороне улицы высится громадное красное трехэтажное здание казенного винного склада[46]. В нем работают 50 служащих лиц и 180 рабочих. Склад обслуживает большой район, охватывая, впрочем, не всю губернию, но в то же время отправляя часть вина и в соседние губернии. Производство склада в 1910 г. было 560 тыс. ведер. От склада начинаются поселения городских жителей, маленькие особнячки[47], сельского типа, в которых чаще всего живут железнодорожные рабочие. Дальнейший путь по улице пересекает железнодорожная насыпь ветви М. — К. — В. ж. дороги, по которой шел путь в Калугу. В данном месте построен висячий железнодорожный мост, опирающийся на четыре каменных столба-устоя. Мост сооружен тремя пролетами; езда экипажами идет под центральным пролетом, а под боковыми — проход прохожих. В нескольких шагах от моста улицу перерезывает ветка железной дороги, проведенная от товарной станции на берег Оки к лесопильным заводам. Движение по ней довольно редкое, не чаще одного раза в сутки, а иногда и раз в несколько дней. На первом пересечении улицы поперечным переулком виднеется с правой стороны церковь св. Алексея митрополита[48], а за нею стена ограды Крестовского монастыря. Сведения о церкви Алексея митрополита восходят к началу XVII в. Тогда она была не здесь. По описи 1626 г., она стояла в крепости, именно, значится: «храм древян, клетцки (построен клетью), в городе». В описи 1685 г. она уже показана с приделом м. Филиппа. В один из пожаров, вероятно, она сгорела, и новая, по клировым ведомостям, значится построенной в 1730 г. (по др. данным в 1733 г.). Каменная церковь, построенная на месте деревянной, закончена в 1740 г. Когда же Калугу стали планировать по «Высочайше апробованному плану», церковь в 1785 г. была на прежнем месте разобрана и перенесена на настоящее место, в бывшую тогда Ямскую слободу, на счет купца А. М. Масленникова.