76. страница

Кафедральный соборъ В 1800 г. дворянство и купечество предположили было разобрать выведенный цоколь и на прежнем фундаменте соорудить храм во имя ап. Петра и Павла, на что и пожертвовали 26 тыс. руб. Однако, это намерение, вероятно, не без влияния прибывшего первого епископа в Калугу, не было приведено в исполнение. Напротив, с 1804 г., на эти и вновь поступившие «из избытков имущества Калужских граждан и калужского губернского дворянства» средства «означенный собор с колокольнею снова начат строением, и строение его» в 1808 г. вчерне уже приходило к окончанию, ибо на будущее лето оставалось только сделать купол и верх колокольни. В 1809 г. был разобран на Семинарскую церковь старый собор, а новый еще строился два года и был окончен только в конце 1811 г. Задержка была, между прочим, из-за купола. Губернский архитектор Ясныгин решил возвести первый в России купол в 24 арш. в диаметре без всяких побочных укреплений. Но эта смелая идея прежде осуществления, по новизне ее, встретила сильное сопротивление со стороны проф. архитектуры известного Захарова, который от Совета Академии Художеств получил поручение рассмотреть план строящегося храма. Захаров доказывал, что в таком виде, как был проектирован купол, он неминуемо должен обрушиться. Чем окончилась эта переписка, нам неизвестно, но нужно думать, что, наконец, разрешено было строить храм согласно предложению Ясныгина, так как купол сооружен в этом именно виде. Грозный 1812 г. остановил на время внутреннюю отделку храма. Только в 1815 г. выдано было на устроение иконостаса[107], из суммы бывшей комиссии духовных училищ, 8475 руб. асс. В 1818 г. отделка была кончена, и 10 апреля 1819 г. в среду на Пасхе собор был освящен еп. Антонием. Вся постройка собора обошлась в 200 тыс. руб. асс., не считая икон, утвари и ризницы, пожертвованных разными лицами. Из пожертвований заслуживают упоминания: Небольсина — стекло, Демидова — чугунный пол, Гончарова — 1.500 п. связного железа, М. И. Чернова — колокол в 555 п., А. М. Чернова — часы для колокольни, выписанные им из Англии. Весь собор обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских колонн, а на углах пилястры. В промежутках между колоннами в верхней части помещено по священному изображению небольших размеров; только на алтаре в центре большое изображение св. Троицы, и с боков, где приделы, Калужской и Тихвинской Божией Матери. Боковые входы с фронтонами на 6 колоннах (портики), во фронтонах — по священной картине. Купол круглый, полушарием, висячий, византийского стиля, увенчан крестом, невольно привлекает к себе внимание. На нем окна с полукруглым верхом чередуются с небольшими нишами, в которых изображены апостолы в рост, а над ними небольшие квадратные изображения.