109. страница

Что же касается Архиерейского дома[179], обнесенного оградой, с обширным садом, то он сделался местопребыванием калужских епископов только с 80-х годов, а до этого времени архиереи жили при духовной Семинарии. Калужская же епархия существует, в качестве самостоятельной, с 16 октября 1799 г., входя до этого времени в состав епархии частью Московской, а частью Крутицкой. При открытии в епархии было 689 церквей. Первым епископом Калужским был Серапион, но он не был в Калуге, так что счет ведут обычно со второго — Феофилакта Русанова, который впоследствии был митрополитом. Из последующих епископов заслуживают внимания: Евгений Болховитинов (19.VII.1813-7.11.1816), потом митрополит и известный ученый, 2) Филарет Амфитеатров, бывший потом Митрополитом Киевским, 3) Григорий Постников — потом митрополит С. — Петербургский и 4) Александр Светлаков, ученый и духовный популяризатор, духовный композитор. В архиерейской ризнице имеются антиминсы дониконовского времени. Церковь при архиерейском доме построена в 90-х годах. Стиль ее византийский. 15–17 октября 1899 года был торжественно отпразднован юбилей столетия епархии. Богоявленская улица выходит на перекресток, на котором стоит Спасо-Слободская церковь[180], или в просторечии Спас на Жировке. Первоначально она была деревянная и перенесена на свое место переселенцами из села Спасского Нового, не ранее 1649 г. В 1685 г. она значится «в новой слободке» с шестью колоколами. В 1732 г. усердием купца Рыжова построена каменная церковь с приделами: 1) во имя Черниговской иконы Богоматери, и 2) во имя свмч. Харлампия. В 1848–1850 гг. усердием другого Рыжова (Харьковского 2-й гильдии купца) церковь перестроена и украшена; тогда же построена и колокольня. Наружным видом храм резко отличается от других церквей. Настоящая представляет два поставленных один на другой куба; второй, верхний, уже нижнего и держится на четырех наполовину поднятых вверх плоскостях, наклоненных внутрь храма. Вверху небольшой шатрообразный на четыре ската купол, а над ним удлиненный четырехсторонний трибун (столбиком) с заостренным верхом, на котором миниатюрное яблоко и крест. Над алтарями приделов над общей линией трапезы вытянуты вверх с обеих сторон по кубу, увенчанному византийским куполом; здесь же, по боковому фасаду, окно с наличником из колонок с орнаментом в верхней части.