138. страница

Христорождественская, построена в 1834 году. Ранее на этом месте был Рождественский девичий монастырь, основанный в 1544 г. повелением Ивана Грозного. В столб колокольни вделана часть плиты с вязаной надписью о построении церкви в царствование Алексея Михайловича. Надпись можно читать с паперти. В этот именно монастырь были сосланы кн. Евдокия Урусова и боярыня Морозова, которые здесь и умерли. В церкви есть древний сосуд особой формы. В 1861 г. при церкви московские купцы Поповы, дети священника Рождественской церкви, выстроили богадельню для призрения 10 лиц женского пола из духовного звания. 6) Преображенская, что на взгорье, построена в 1804 г. сыном священника московским купцом, а потом дворянином Протопоповым. В 1848 г. при церкви им же была выстроена каменная богадельня на 12 человек женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12 тыс. руб. Эта церковь — одна из богатых боровских церквей. 7) Преображенская, что на площади, бывшая приписная; выстроена в 1836 г. с приделом во имя Параскевы, почему она называется в просторечии Пятницкою. При церкви велись беседы с раскольниками, почему при ней имеется миссионерская библиотека. 8) Троицкая, построена в 1793 г., с приделом. 9) Крестовоздвиженская, основана в 1814 г. вместо сгоревшей в 1812 г. деревянной; два придела. 10) Покровская. Старообрядческие: 1) на Успенской улице церковь во имя Всех Святых, три главы. 2) На Московской, Покровский собор, пятиглавый, еще не отделанный. 3) На Круглой ул., одноглавая, Покровская. Из достопримечательностей города можно упомянуть про «Городище», которое находится около полицейского управления и женской прогимназии. На этом месте есть камень, под коим покоится прах боярынь Урусовой и Морозовой. Старообрядцы чтут их память и служат здесь иногда панихиды. Пафнутьевский монастырь В 3-х верстах от Боровска находится на левом берегу Протвы Пафнутьевский монастырь. По монастырским владениям протекает речка Истерма. Близ монастыря лежат два селения — Рощинская и Ребушенская слободы. Монастырь основан пр. Пафнутием[217] в 1444 г. в княжение Василия Ярославича Боровского. Преп. Пафнутий происходил из татар. Его дед был баскаком Боровским и впоследствии принял христианство. От сына этого баскака и родился Парфений. Он в зрелом возрасте ушел от родителей и поступил в Высокий Покровский монастырь в Боровске (ныне приписная Покровская церковь). При пострижении Парфений получил имя Пафнутия и подвизался в монастыре под руководством ученика преп. Сергия Радонежского Никиты. Через 20 лет иноческих подвигов Пафнутий был выбран игуменом Покровского монастыря и управлял им 10 лет, а затем оставил его и удалился на Истерму, в лес, ища уединения. Но за ним последовали и некоторые другие иноки, которые основали новый монастырь, построив деревянную церковь в честь Рождества Пресвятыя Богородицы. Этот деревянный храм потом был заменен каменным, который иноки Митрофан и Дионисий раскрасили живописью «чудно вельми», так что красоте храма и его благолепию дивились «самые самодержцы русской земли». Обитель преподобного Пафнутия скоро сделалась известною. К преподобному «приходили князья, боляры и всякаго звания православные христиане от Русския и Литовския земли и от иных стран благословения ради и с испрашиванием молитв от него». Умер Пафнутий 1 мая 1477 года, 83 лет, и причислен к лику святых на соборе 1545–1547 гг. Из других подвижников обители известны два ученика преподобного — Вассиан Рыло арх. Ростовский и Иосиф Санин, автор «Просветителя» († 9 сент. 1515 г. и в следующем году причислен к лику святых); митр. Макарий. Обитель всегда пользовалась внимание русских государей. В 1526 г. в ней были кн. Василий III с супругой Еленой и молились о чадородии.