69. страница

От Казанской церкви к реке идет подъезд к пароходной пристани г. Цыпулина[96]. В настоящее время нет и малейшего намека на то, чем была на Оке Калужская пристань в первой четверти XIX в. Она тянулась на 3 в., начинаясь от устья р. Яченки, до устья Киевки, и была почти сплошь уставлена судами и завалена лесом. От Яченки вниз по Оке на 260 с. шел склад дровяного леса, казенного и частного. Когда дрова и лес прибирались, здесь бывала выгрузка соли; зимою — судам зимовка; весною — к речке Ячейке вешняя чалка. Против этого места за Смоленскою заставою были открыты мелочные лавки для удовлетворения главнейших нужд судорабочих. Отсюда до Березуя шла лесная, а от Березуя до ключей с рыбными садками — судовая пристани. Против нее, для склада хлеба, который нагружался на суда с помощью подмостков, ежегодно устраивались лабазы, где торговали мукой до самой весны. От садков до старого перевоза через Оку по низменному положению и болотистому грунту земли — был интервал. От перевоза до Зеленого крупца была пристань и зимовка судам, приходившим с железом, камнем, алебастром, рыбою, дегтем, деревянною и глиняною посудой и др. товарами. От Зеленого крупца до Дудиных Быков по неудобности места шел второй интервал. От Дудиных Быков до Жировского ручья тянулась другая лесная пристань и тут же была зимовка судов. Наконец, от Жировского ручья до кожевенных заводов был причал лесу и судов, принадлежавших калужским фабрикантам и заводчикам; склад пеньки, пакли, щетины и сала. В настоящее время движение грузовых судов очень незначительно. Теперь по Оке, начиная от Калуги, вниз курсируют пароходы. Пароходное сообщение между Калугой и Серпуховым открылось с 1872 г., когда начали ходить два парохода полковника Щербачева: «Ока» и «Проворный». Ныне ходят также обычно два парохода: «Цыпулин II» и «Димитрий Донской» до Серпухова, а от последнего до Каширы тоже два: «Екатерина» и «Владимир». В половодье один пароход курсирует вверх через Перемышль и Лихвин до Белева. Навигация летом прерывается мелководьем. Владельцем пароходства является г. Цыпулин. Пристань расположилась почти у самого плашкоутного моста через Оку, за которой идет шоссе в г. Перемышль. До 1825 г. в Калуге был плавучий мост, заведенный с 1783 г., на содержание которого, по причине частых разрывов от прибылой воды, отпускалось ежегодно из городской думы от 5 до 8 тыс. руб.