170. страница

Старую трапезу и колокольню сломали и на место их в течение 4 лет выстроили новую обширную трапезную церковь с высокой, новейшей архитектуры, колокольней. Квадрат же настоящей церкви остался на сводах нетронутым. Над ним только в соответствие новому плану сделали деревянную оштукатуренную надделку над сводами, увенчанную по-прежнему 5-ю главами. Алтарь же поднят и переделан в сводах. В настоящее время в трапезе два придела — во имя мч. Параскевы и арх. Михаила. В последнем приделе находится особочтимая икона Ахтырской Божией Матери (оригинал ее в Ахтырке от 1739 г.), которая чтится с 1868 г.; до этого времени она находилась перед входом с чердака на колокольню церкви. Теперь икона стоит в особом иконостасе под большим балдахином. Икона размером 6 1/2 х 5 1/2 в. На лицевой стороне лик Богоматери почти невидим; лик распятого едва заметен; поля кругом изображения отторгнуты временем, но надпись золотыми буквами «Ахтырская икона» и над крестом «И. Хр.» в целости. Икона теперь в дорогой ризе. Из церковной утвари замечателен древний оловянный ковчег, состоящий из двух складных частей: нижняя цилиндрическая на круглом поддоне с ножками, верхняя представляет ротонду, у столбов коей стоят ангелы с рипидами; внутри ее гробница, над которой висит укрепленный в центре крыши круг с надписью: «Бог». 2) Синодик, переписанный в начале XVIII в. с оригинала века XVII. 3) Евангелие 1703 г. в лист моск. печ. с серебровызолоченными евангелистами и средником; переплет бархатный; на задней доске серебряная прорезная накладка. Надпись гласит: «1711 г. апреля в 18 день сие св. евангелие с ковчегом дал стольник Авраам Федорович Лопухин в Козельск в Вознесенский девичий монастырь».